Переславль. Музей паровозов

8 декабря 2013

Если вы приехали в Переславль не на один день, то, выехав за город, можете попасть в один из редких музеев. Называется он «Переславский железнодорожный музей», а в на роде именуется просто «Музей паровозов».

Еще недавно Переславская железная дорога функционировала как ветка бывшей торфяной узкоколейки в окрестностях города. По ней возили торф, добываемый в окрестностях так называемого Блудова болота.

Вообще узкоколейки на просторах России можно встретить в самых разных местах. Когда-то они считались очень удобным транспортом для перевозки добываемых в труднодоступных районах полезных ископаемых. Попадаются они теперь и в местах угольных разработок, и в районах добычи руды, да и на знаменитых наших «лесоповалах», где про автоматизированную систему управления складом никто не слышал. Ширина колеи этих дорог совпадает с европейским стандартом, поэтому довольно много техники завозилось для их эксплуатации с Запада. Однако уже с конца XIX в. зарубежную технику стала быстро вытеснять отечественная, появился знаменитый паровоз «кукушка», да и вагоностроительные российские заводы стали полностью обеспечивать потребности узкоколеек в платформах, цистернах и т.п.

Однако с середины прошлого века узкоколейки стали приходить в упадок, вытесняемые новым скоростным транспортом. Во всем мире узкоколейки — предмет гордости и объект увлечения тысяч людей. За их сохранение борются, их выкупают, восстанавливают заново, открывают музеи и туристические линии. Энтузиасты Переславля создали такой музей в 1990 г. Он стал в России единственным местом, где сохраняется мир узкоколеек.

Железнодорожная линия протяженностью 2 км ведет из поселка Талицы на живописную поляну. На путях небольшой станции и в депо размещена коллекция локомотивов, вагонов, различной железнодорожной техники и атрибутики конца XIX-середины XX в. Три паровоза, два паровоза, несколько вагонов, дрезин, также старинных автомобилей вся становлень до рабочего состоянии периодически демонстрируются действии. Посетителям предлагаем прокатиться на ручной дрезине. Один рейс протяженностью 1,5 км продолжается около четверти часа.