Что такое Перевал?

Перевал — наиболее доступное и безопасное место горного хребта для перехода. Обычно располагается между речными долинами. В большинстве своем, через перевалы проходят дороги (пешие, конные, автомобильные, редко железнодорожные).

Фактически, перевал представляет собой понижение между двумя высотными горами. Перевалы являются стратегически важными объектами: часто только на них возможно расположение лагерей и населенных пунктов во всей округе.

В спортивном туризме перевал вовсе не должен являться понижением между двумя горами. В спорте перевалом называется место перехода через водораздельную линию хребта. В спортивном туризме, чаще всего, самые низкие места игнорируются, в следствии того, что в них часто располагаются труднопроходимые участки. В редких случаев, с целью повышения квалификации, туристы лезут на перевалы, которые называют «отвесные скалы».

В спортивном туризме характеризуются перевалы категорией сложности. Определяется она доступностью, экспертной оценкой и другими признаками. По возрастанию цифры (максимальная — 3) и буквы (максимальная — Б) возрастает сложность перевала. Исходя из этого: перевалы категории 1А — наиболее простые (даже адвокаты без подготовки смогут их покорить), а 3Б — самые сложные. Если перевал отличается какими-либо признаками (такими, как резкий снегопад), рядом с категорией принято ставить звездочку, например 2А*. Категории трудности перевалов устанавливает специальная комиссия Туристического Спортивного Союза России.

По уже сложившейся традиции, географические объекты берут имя своего открывателя. По закону, такая процедура должна быть фиксирована специальными государственными органами, однако чаще всего этого не делается, что приводит к утере имени первооткрывателя, и путаницы в туристических картах.

Специалисты советуют называть географические объекты учетом особенностей местного культа и языка. Не стоит называть географические объекты непонятными аббревиатурами, именами компаний, несвязанными событиями, малоизвестными людьми и уже существующими названиями географических объектов этого типа.

КТ

Особенности и характер участков

Условия движения по местности

Время преодоления, кол-во точек (n). Длина определяющ. участка L

Спецснаряжение

Снежные, осыпанные, скальные склоны, крутизной до 30°, пологие (до 15°), ровные ледники, травянистые склоны с наличием троп

Стандартная техника безопасности и передвижения, страховка альпенштоком или ледорубом. При речные переправах — страховка веревкой. Ночевка в лесах/лугах, в палатках.

Несколько часов
n=0
L=0

Обувь с четкой, нескользкой подошвой, альпенштоки, карабины (на каждого человека). Не менее двух веревок (на всю группу)

Стандартной сложности скалы невысокой крутизны (от 20 до 45°), участки льда со снегом на склонах, ледники со скрытыми трещинами

Обычная техника коллективной безопасности: одновременной движение, навесы над палатками на ночь.

Не более дня
n=до 5
L=до 40-50

Ботинки с рифленой подошвой, альпенштоки, ледорубы (не менее двух на группу), пояса и грудные обвязки (на каждого). Веревки (по одной на четыре человека). Ледовые крючья (3 на группу)

Скальные, снежные, ледовые склоны средней крутизны (от 20° до 45°), закрытые ледники и несложные ледопады

Наисложнейшая техника безопасности: перильная попеременная страховка, использование кошек и крючьевой страховки. Возможен ночлег в условиях ледника

Не более суток;
n=5-10
L=до 80-100

Кошки на каждого человека, крючья (+основная экипировка)

Свыше 45°, снежные и ледяные склоны, средней сложности ледопады

Наисложнейшая техника безопасности: перильная попеременная страховка, использование кошек и крючьевой страховки. Возможен ночлег в условиях ледника

Не менее суток
n=5-20
L=до 500

Грудные повязки, приспособления для спуска и подъема на веревке. Дополнительная веревка, крючья, петли.

Высокой крутости (от 45°до 65°) ледовые, снежные и скальные склоны большой протяженности и высокой сложности, ледопады (высокой сложности)

Основные и редкие способы безопасности на склонах высокой протяженности (опоры, якори, лесенки и т.д.). Чаще всего необходима заблаговременная разведка маршрута. Большое значение тактики. Частый ночлег в условиях снега и льда.

До двух суток
n=10-40
L=от 200 до 500

Основное снаряжение +применение жумаров; вспомогательные веревки вплоть до 80 метров, крючки, лесенки.

Максимальная протяженность, крутость сложность склонов

Идеальное знание тактики участниками группы, взаимная многочасовая страховка, ночлег в экстремальных условиях

Не менее двух суток
n=более 30
L=более 500

Снаряжение для самых сложных участков, эксклюзивное снаряжение