Шикарийский перевал — Пули-Хумри

Основная дорога, минуя Бамианскую долину, поворачивает на юг и попадает в ущелье, называемое Дари-Ши-кари (Шикарийский перевал). Она проходит вдоль реки Бамиан, которая течет здесь на северо-запад. Шикарийский перевал находится на расстоянии 210 км от Кабула и 415 км от Мазари-Шерифа. С географической точки зрения дорога между Дари-Шикари и Мазари-Шерифом может быть разделена на три части.

Шикарийский перевал — Пули-Хумри

Шикарийский перевал — Пули-Хумри

На протяжении первых 145 км путь идет через труднопроходимые районы, где над ним нависают огромные обрывистые кручи различных оттенков. Местами на скалах возвышаются развалины древних крепостей. Пейзаж повсюду очень живописный. В конце перевала расположен Мехи-Зарин. Здесь для путешественников выстроена современная гостиница. Местность здесь славится обилием дичи. В горах много диких коз, фазанов и куропаток. В реках водится форель. Мехи-Зарин находится в 260 км от Кабула. Здесь река Сайган-Камерд впадает в реку Бамиан, отчего это место называют Дуабом — слиянием двух рек.
Единый поток устремляется затем к Тала и Бар-факу — известным угольным копям, а дорога, идущая вдоль реки, попадает в ущелье, заканчивающееся около этих копей.

На протяжении последующих 130 км дорога проходит по каменистой местности. Некоторые холмы поросли низкорослым кустарником. Повсюду можно видеть развалины храмов и древних городов. В Доши (360 км от Кабула) дорога минует место слияния рек Иидираб и Шикари, а в Пули-Хумри (400 км от Кабула) она разветвляется: один путь, поворачивающий на северо-восток, ведет в сторону Баглана, Ханабада, Кундуза, Хазрати-Имама, а затем в Бадахшан и Вахан; второй, поворачивающий сразу влево, выходит на холмистую равнину, где растет множество фисташковых деревьев.

Преодолев небольшой перевал, путешественник попадает на обширную равнину, где расположен исторический город Айбак. Этот район изобилует ценными памятниками прошлого — развалинами храмов, монастырей, крепостей и т. п. Капитан Талбот, участник переговоров об афгано-русской границе, нашел в этих местах несколько прекрасных образцов древней культуры. Под слоем земли он обнаружил высеченную в массивной скале небольшую неправильной формы молельню. Талбот, основываясь на ряде вещественных доказательств, сделал вывод о том, что здесь жили буддисты, поддерживавшие связь между Балхом и Бамианом и содержавшие постоялый двор, который служил местом отдыха для утомленных паломников.

comment closed