Перевалы Кавказа

Кавказ – это горная местность, которая располагается по границе Азии и Европы на территории России, Грузии и Азербайджана. Самая высокая часть этой горной страны протянулась между Каспийским и Черным морями на 1100 км с северо-запада на юго-восток. Эта территория называется «Большой Кавказ».

По геологическим показателям горы Большого Кавказа достаточно молодые. Тектонические поднятия до сих пор продолжаются, рельеф интенсивно разрушается под воздействием рек, ледников, ветровой эрозии. У вершин гор, которые сложены из твердых пород, встречаются формы пиков, пирамид, башенок. Где встречаются мягкие породы вершины, в основном, столообразных и округлых форм с отвесными склонами и плоским верхом. Речные долины тоже различаются по своему профилю: есть как широкие корытообразные, которые формировались еще древними ледниками, так присутствуют узкие или вообще непроходимые каньоны. Во всем этом районе наблюдается высокая сейсмичность.

Главная часть горной системы этой местности состоит из двух практически параллельных и одинаковых по высоте хребтов: Главный (водораздельный) и Передовой (переходит в Боковой на востоке). Горной цепью протягивается Главный хребет, а Боковой и Передовой хребты, которые расположены к северу от Главного, состоят из чередующихся горных массивов, разделенных несколькими речными долинами.

На севере располагается целый ряд горных волнообразных гряд, которые понижаются к равнинам. Эти гряды носят название Пастбищного и Скалистого хребтов и состоят из известняковых массивов, которые круто обрываются к югу и пологие с северной стороны. У Большого Кавказа южный склон более короткий и крутой, чем северный, особенно с востока. По направлению к западу он расширяется из-за боковых хребтов-отрогов: Карталинского, Кахетинского, Рачинского, Кодорского, Сванетского, Чхалтского, Бзыбского, Гагрского.
Большой Кавказ разделяют обычно на три части: Центральный Кавказ, Западный и Восточный (условные границы проходят по меридианам, которые пересекают Эльбрус и Казбек).

Южное расположение, близость Средиземного и Черного морей, а также большая высота горных хребтов определяет климат Большого Кавказа. Он является преградой с запада на пути передвижения потоков влажного теплого воздуха. Больше всего осадков бывает на южных склонах, а именно: в западной части максимальное количество (там выпадает свыше 2500 мм в год — самый большой показатель в нашей стране), ближе к востоку выпадает до 600 мм в год. Северный склон, в основном, суше южного.

Армянский перевал

Армянский перевал

На Большом Кавказе со своей достаточно небольшой площадью существует большой набор различных климатических зон с ярко выраженной поясностью по высоте. Это и влажные субтропики у Черноморского побережья, и континентальный сухой (на востоке доходящий до полупустынного) климат с жарой летом и короткой холодной зимой на территории предкавказья, и умеренно континентальный климат у предгорий с большими осадками (в западной части особенно) и снежной зимой (например, на Красной Поляне на водоразделе рек Чхалта и Бзыбь снежные покровы достигают 5-8 м). В альпийских лугах климат влажный и холодный, где зима по длительности достигает 7 месяцев, а средние температуры в августе составляют в самом теплом месяце 0, +100С. Нивальский пояс находится выше, где в самом теплом месяце средняя температура бывает не выше 00. Осадки здесь бывают, в основном в виде града (крупы) или снега.

У подножия гор средние температуры в январе бывают на севере -50С и на юге +30 и +60С. Если высота 2000 м, то -7-80С, если 3000м – 120С, если 4000 м – 170С. В июле средняя температура у подножия гор +240С на западе, +290С на востоке. При высоте 2000м +140С, на 3000м +80С, на 4000 м+20С.
Высота снеговой линии на Большом Кавказе составляет 2700 – 3900 м над уровнем моря, если подниматься с запада на восток. Северная отметка ее будет отличаться у северных и южных склонов. На Центральном Кавказе это будет 3360-3560 м, на Западном – 3700-3800 м, на Восточном — 3700 – 3800м. Вся площадь оледенения Большого Кавказа на современном этапе 1780 км2 . Ледников насчитывается 2047, языки которых спускаются до отметок: 1950-2400 м (Центральный Кавказ), 2300-2700 м (Западный Кавказ), 2400 – 3200 м (Восточный Кавказ). Основная часть оледенения располагается на северной стороне от ГКХ. Площадь оледенения распределяется так: Центральный Кавказ – 835 и 385 кв. км, Западный – 282 и 163 кв. км и Восточный – 114 и 1 кв.км.

Ледники Кавказа обладают многообразием форм. Тут есть и шикарные ледопады с сераками, «столы», ледяные гроты, глубокие трещины, «мельницы». Ледниками выносится много обломочного материала, который накапливается у языка и по бокам ледников в виде разных по форме морен.
Заселенность на территории Большого Кавказа достаточно велика. Промышленные, сельскохозяйственные объекты, населенные пункты встречаются даже на высоте 2000 – 2500 м.
Автомобиль здесь – главное транспортное средство. У большинства поселений расположены дороги хорошего качества с твердым покрытием, к альпийским пастбищам уходят грунтовые дороги, а в местах геологических разведок, лесоповала есть тракторные колеи. Есть только три действующие автодороги в высокогорной части, которые пересекают ГКХ: Военно-Грузинская дорога, которая связывает Тбилиси и Владикавказ (если через Крестовый перевал, то 2388 м); современное шоссе, которое проложено в пробитом протяженном тоннеле под Рокским перевалом; Военно-Осетинская дорога, которая доступна автомобилям с высокой проходимостью и только в теплое время в году (если через Мамисонский перевал, то 2819 м.). Есть издавна известные переходы в виде пешеходных троп через водоразделы: через перевалы Марух (2740 м), Санчара (2600 м), Клухор (2816 м), Твибер (3580 м), Донгузорон (3161 м), Гезевецк (3465 м).

Большинство населенных пунктов связываются с районными центрами через автобусный транспорт, а некоторые – посредством самолетов малой авиации ( Местиа-Кутаиси, Сухуми-Псху, Телави-Омало, Тлярата, Махачкала-Беджа и др.). Всё чаще и чаще начинают использоваться вертолеты.
Со всех сторон предгорья Большой Кавказ огибают железные дороги. Ответвления с конечными станциями есть в городах Лабинск, Майкоп, Черкесск, Нальчик, Кисловодск, Владикавказ, Чиатура, Буйнакск, Телави, Цхинвали. Это очень способствует благополучному подъезду к началу туристических маршрутов и выезду после их окончания.

Софийское седло, Кавказ

Софийское седло, Кавказ

Достаточно хорошо освоена предгорная часть Большого Кавказа, где развиты промышленность и сельское хозяйство. Городов здесь много: Тбилиси, Баку, Кутаиси, Сочи, Сухуми, Черкесск, Майкоп, Нальчик, Грозный, Владикавказ, Махачкала. Очень удобное территориальное расположение, близкое расположение крупных развитых городов, плотная заселенность делают местность Большого Кавказа одним из наиболее посещаемых туристами горных районов. Тут организуются горные маршруты для любых групп, и есть хорошие условия для проведения различных туристских учебных и спортивных мероприятий: сборов, школ, слетов, соревнований и т.д. Большое количество памятников истории и культуры, а также красота ландшафтов особенно привлекательны для разнообразных походов по Большому Кавказу. Здесь практикуются несколько сотен горных маршрутов разных категорий сложности (1-6), которые позволяют одновременно проводить спортивные мероприятия и наслаждаться уникальным краем с его природой и историей.

На Центральном Кавказе находятся самые сложные для прохождения маршруты. В настоящее время здесь известно свыше 20 н/к перевалов, c категорией трудности 1А-2А – 135 перевалов и категорией 2Б-3Б — 82 перевала. В высокогорной части Западного Кавказа располагается свыше 170 перевалов с категорией трудности 1А-2А, 25 перевалов с категорией 2Б-3Б. Маршруты радуют близким расположением Черного моря и буйной растительностью. На Восточном Кавказе насчитывается более 336 перевалов с категорией трудности 1А-2А и 95 перевалов с категорией 2Б-3Б. Эта территория с большим количеством исторических памятников, протяженными подходами к главным высокогорным перевалам и разнообразной природой.

В спортивные походы в горы лучше отправляться с начала июня до конца сентября, при этом самым благоприятным считается время 15 июля-15 сентября. В последнее время в горах высотой не более 3000 очень популярны маршруты 1 и 2 категории сложности в первой половине мая. Также пользуются спросом массовые восхождения на Казбек и Эльбрус.
Зимний период, ранняя весна и осень считаются не очень благоприятным временем для восхождений. Это связано со снегопадами, высокой опасностью лавин и неустойчивой погодой. На такой экстрим решаются лишь отдельные группы туристов с большим опытом.

comment closed